Корпоративные нужды что это

Что такое корпоративные закупки

В Гражданском кодексе содержится понятие о корпоративных юридических лицах (ст. 65.1. ГК). Подобные организации имеют различные организационно-правовые формы, но выделены в единую юридическую группу.

На них не распространяются правила законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Чтобы отделить такие структуры от государственных, их стали называть коммерческими, а их закупки (тендеры) — корпоративными.

В чем их отличия от закупок по 44 и 223-ФЗ

Такие тендеры регулируются ГК. Важно также не попасть в противоречие с нормами закона «О защите конкуренции» (№ 135-ФЗ).

Дальнейшей регламентации процесса не происходит. Корпорация может выбрать самостоятельно любую коммерческую площадку для тендера, может организовать свою. Имеет возможность одновременно являться и заказчиком, и поставщиком на территории единой торговой площадки.

Когда корпорация выступает в роли заказчика, она, как правило, действует на основании внутренних правил закупок. Обязанности предъявлять такой документ в открытом доступе у нее нет.

Кратко сравним, как организован подобный процесс в госзакупках. Свои планы госзаказчик обязан публиковать в определенные сроки в Единой информационной системе (ЕИС). Там же он раскрывает все подробности своих действий и полную информацию об объявленных закупках. Дает им обоснования и объясняет цену, предусматривает эквивалент желаемому товару.

Корпоративный заказчик живет вне этих правил. Точнее, он сам их устанавливает. Это одна из особенностей коммерческих закупок: поставщик не всегда имеет представление обо всех тонкостях и критериях отбора при принятии решения покупателем. Основное правило, по которому движется процесс, — правило действующего рынка. Это означает, что такому заказчику нужно убедительно предъявлять конкретный товар с конкретными характеристиками. Корпоративный заказчик не отчитывается за результаты и следует предпочтениям своего бизнеса при выборе предложения. Если он хочет заключить договор с единственным поставщиком или провести закрытое соревнование, то не имеет законодательно установленных ограничений для этого.

В итоге получает большое разнообразие ценового диапазона и не нуждается в прикрытии тыла обязательными финансовыми обеспечениями.

Где искать

Единого бесплатного сайта, на котором аккумулируются данные обо всех коммерческих процедурах, не существует. Имеются признанные авторитеты в области организации коммерческих торгов. Каждая из таких площадок стремится создать благоприятные условия для поиска объявленных тендеров. Как правило, в них присутствуют несложный интерфейс и автоматическое направление приглашений на участие после регистрации поставщика и настройки рассылки на его электронную почту.

Примеры крупнейших площадок (ЭТП):

Их и многих других объединила в общую систему Ассоциация электронных торговых площадок.

Существуют также информационно-поисковые или аналитические системы, которые работают на платной основе.

Как участвовать: инструкция

Потенциальному участнику нужно выбрать площадку для регистрации и последующего участия в процедурах, которые на ней проводятся. Начальные действия можно представить в виде схемы в шесть простых шагов, которые почти везде одинаковы:

Шаг 1. Зарегистрироваться и заполнить информацию о компании. Последнее нужно сделать в профиле в Личном кабинете.

Шаг 2. Если услуги сервиса платные, выберите тариф, по которому будете работать, например, торги только одного заказчика или безлимит.

Полноправным участником на коммерческой площадке компания станет после определения тарифа и его оплаты. Сервис может предложить заключить договор (оферту). Согласие с офертой означает поддержку всех последующих условий и правил ЭТП.

Шаг 3. Получить ЭЦП. Подойдет любая. Если вы уже участвуете в госзакупках, этот шаг можно пропустить.

Шаг 4. Перейти в систему поиска, чтобы найти процедуры.

Необходимо учитывать, что корпоративный заказчик может проводить закупку в закрытом режиме. В этом случае общая поисковая функция не даст возможности получить данные. Для возможности участия нужно, чтобы заказчик выслал индивидуальное оповещение.

После выбора процедуры необходимо ознакомиться с полным комплектом документации, проверить наличие проекта договора. Обязательства по заключению договора возникнут в том случае, если договор включен заказчиком в состав документации.

Дополнительно можно настроить информационную рассылку, чтобы упростить работу и не пропустить выгодные тендеры. Также многие площадки помогают пройти обучение, что поможет разобраться с функционалом.

Законодательство о контрактной системе в отдельных случаях теперь распространяется и на автономные учреждения. А это значит, что их работникам, отвечающим за закупочный процесс, необходимо как минимум знать и понимать основополагающие нормы данного за-кона. Чем различаются принципы Закона № 44 ФЗ [1] и Закона № 223 ФЗ [2] ?

Контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, введенная Законом № 44 ФЗ, начала работать 1 января 2014 года и пришла на смену прежнему законодательству о госзакупках – Закону № 94 ФЗ [3]. Она основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды.

Согласно ст. 6 Закона № 44 ФЗ к таким принципам относятся:

  1. открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок;
  2. обеспечение конкуренции;
  3. профессионализм заказчиков;
  4. стимулирование инноваций;
  5. единство контрактной системы в сфере закупок;
  6. ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  7. эффективность осуществления закупок.

Перечисленные пункты в целом соответствуют принципам Типового закона ЮНСИТРАЛ о публичных закупках [4] , отражающего многолетний опыт закупочной деятельности многих государств.

Вместе с тем в Законе № 94 ФЗ принципы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд не были закреплены как таковые, хотя его общие подходы и цели соответствуют ряду основополагающих норм Закона № 44 ФЗ: требование об открытости информации о контрактной системе восходит к обеспечению гласности и прозрачности размещения заказа, необходимость конкуренции – к расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.

В то же время в Законе № 223 ФЗ, регулирующем закупки для корпоративных нужд, определены следующие принципы:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (при необходимости – с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Но эти принципы в Законе № 223 ФЗ не раскрываются, их характеристики отсутствуют. А вот в Законе № 44 ФЗ разъяснению основополагающих норм отведено сразу несколько статей. Рассмотрим их более подробно.

Принципы контрактной системы: что нового?

Согласно ст. 7 Закона № 44 ФЗ открытость и прозрачность должны обеспечиваться посредством предоставления свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок (в частности, посредством размещения сведений в единой информационной системе). Информация эта должна быть полной и достоверной.

Следующий принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок должна создавать равные условия для конкуренции между участниками закупок и любое заинтересованное лицо может стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем (ст. 8 Закона № 44 ФЗ). При осуществлении закупок должен соблюдаться принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок – в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, закупочным комиссиям и их членам, а также участникам закупок запрещено совершать какие-либо действия, противоречащие требованиям Закона № 44 ФЗ, в том числе приводящие к ограничению конкуренции (например, необоснованному ограничению числа участников закупок).

Заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.

Профессионализм заказчиков выделен в отдельный принцип впервые, хотя ранее он был реализован в ч. 2 ст. 7 Закона № 94 ФЗ (в ней говорилось, что заказчик был вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших соответствующее обучение). В свою очередь, в ст. 9 Закона № 44 ФЗ сказано, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в данной сфере. В частности, на заказчиков теперь возложена обязанность поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в этой сфере.

В то же время принципы стимулирования инноваций, единства кон-трактной системы, ответственности за результативность закупки яв-ляются абсолютно новыми. Так, при планировании и проведении закупок приоритетными должны быть закупки инновационной и высокотехнологичной продукции (ст. 10 Закона № 44 ФЗ). Сама же контрактная система основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита, а также контроля в сфере закупок (ст. 11 Закона № 44 ФЗ).

Принцип ответственности, а также эффективности закупок согласно ст. 12 Закона № 44 ФЗ состоит в том, что заказчик при их планировании и проведении должен исходить из необходимости достижения заданных результатов закупок. При этом должностные лица заказчика несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством о контрактной системе и подзаконными актами.

Таким образом, принцип эффективного использования денежных средств, обозначенный в Законе № 94 ФЗ, сегодня трансформиро-вался в принцип эффективного осуществления закупок. Составляющими такой эффективности являются, кроме снижения размера расходуемых бюджетных и внебюджетных средств, иные критерии результативности закупки.

Анализ приведенных норм позволяет сделать следующий вывод. Основными принципами, применяемыми ко всем видам закупок (для государственных и корпоративных нужд), являются открытость (как разновидности – прозрачность, гласность) закупок, равноправие участников закупки и отсутствие дискриминации, необоснованных ограничений конкуренции, а также эффективность и экономность использования средств, предназначенных для данных целей. В то же время заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.

Профессионализм, ответственность и стимулирование инноваций

Но здесь возникает вопрос: нужно ли закрепить другие принципы, сформулированные в Законе № 44 ФЗ и являющиеся новациями законодательства, применительно к закупкам для корпоративных нужд?

Представляется, что этого не требуется в отношении принципа единства контрактной системы в сфере закупок. Однако с другими принципами дело обстоит иначе.

Наделение отделов по закупкам широким кругом полномочий, повышение профессионализма этих сотрудников уже сегодня является реальностью для исполнителей Закона № 223 ФЗ.

Например, в ст. 9 Закона № 44 ФЗ прописаны нормы о профессионализме заказчика. Согласно ст. 2 Закона № 223 ФЗ при закупке заказчики должны руководствоваться Конституцией РФ, ГК РФ, указанным и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятым в соответствии с ними положением о закупке [5] . Однако данное требование исполнимо только при условии, что заказчик знает нормы законодательства, применяемые при осуществлении закупок. Более того, правильно составить и на практике применять положение о закупке (а это главные составляющие эффективности закупочного процесса) невозможно без знаний в области закупок, а также без конкретных знаний о необходимых заказчику товарах, работах, услугах.

Таким образом, профессионализм заказчика является необходимым качеством, обеспечивающим эффективное осуществление закупок для корпоративных нужд, и, по нашему мнению, как принцип может и должен быть закреплен в Законе № 223 ФЗ. Не менее важным применительно к закупкам для корпоративных нужд представляется и принцип ответственности за результативность таких закупок – он также мог бы быть прописан на законодательном уровне.

Вопросы стимулирования инноваций тоже играют немаловажную роль в развитии каждого конкретного заказчика. Кроме того, сфера науки и технологий является приоритетом в развитии государства, поэтому проведение государственных конкурсов, в частности, в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок не прекращалось даже тогда, когда у государства отсутствовала потребность в системном правовом регулировании тендерных процедур.

О значимости закупок инновационной и высокотехнологичной продукции для заказчиков, руководствующихся Законом № 223 ФЗ, свидетельствует и тот факт, что такие закупки должны быть отражены в отдельном документе, предполагающем более длительный срок планирования (план закупки инновационной продукции). Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования указанного плана устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в своих сферах регулирования. На момент написания статьи приказы об утверждении этих критериев были приняты четырьмя ведомствами: Минпромторгом, Минобрнауки, МЧС и Минздравом [6] .

Указанные критерии сформированы в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, а также с перечнем критических технологий [7] . В частности, к приоритетным направлениям относятся:

  • безопасность и противодействие терроризму;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • науки о жизни;
  • перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;
  • энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Очевидно, что эти направления развития науки, технологий и техники, заданные в масштабах страны в целом, автономные учреждения должны принимать во внимание в целях обеспечения своих нужд и определения собственных перспектив развития. Поэтому принцип стимулирования инноваций, по нашему мнению, также мог бы быть закреплен в Законе № 223 ФЗ.

В заключение обратимся к статистике официального сайта zakupki.gov.ru, чтобы подтвердить актуальность рассмотренных выше принципов в отношении закупок для государственных и корпоративных нужд. Согласно данным за 2013 год, относящимся к применению Закона № 94 ФЗ, только в Московском регионе снижение цен по результатам закупочных процедур составило 45,7 млрд руб. В рамках работы по Закону № 223 ФЗ начальные цены тоже существенно снизились: имеющаяся статистика, а также реальная практика организаций – исполнителей названного закона свидетельствуют о том, что за счет проведения открытых торгов заказчикам удается значительно экономить денежные средства. Появление на предприятиях и в учреждениях отделов по закупочной деятельности, составление планов закупок также способствует более рациональному расходованию бюджетов заказчиков.

Наделение отделов по закупкам широким кругом полномочий, повышение профессионализма сотрудников, а также сосредоточение вокруг этих отделов остальных подразделений уже является реальностью для исполнителей Закона № 223 ФЗ. Все это позволяет заказчикам снизить свои издержки, повысить качество закупок, сократить «раздутые» административно-хозяйственные отделы и выстроить четкую линию развития как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Ссылки

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[3] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

[4] Принят в Вене 01.07.2011 на 44-й сессии ЮНСИТРАЛ.

[5] Данный документ содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки (ч. 2 ст. 2 Закона № 223 ФЗ).

[6] Приказы Минпромторга РФ от 01.11.2012 № 1618, Минобрнауки РФ от 01.11.2012 № 881, МЧС РФ от 14.12.2012 № 768, Минздрава РФ от 31.07.2013 № 514н.

[7] Утверждены Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 899.

К. И. Романов
специалист по договорной работе
группы развития, маркетинговых исследований и закупок ФАУ
«25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны РФ»

Статьи по теме

Корпоративные закупки проводят отдельные виды юридических лиц. При организации и осуществлении процедур они руководствуются 223-ФЗ и своим положением. В чем особенности таких тендеров, расскажем далее.

Корпоративные закупки: что это такое

В Гражданском кодексе РФ не содержится понятия корпоративных закупок, зато есть термин корпоративных юрлиц. Найти его можно в ст. 65.1 ГК РФ. К корпоративным юридическим лицам относятся компании, чьи учредители обладают правом участия (членства) и формируют высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ. Это:

  • хозяйственные товарищества и общества;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • общественные организации и движения;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества и т.д.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Среди известных корпораций, которые проводят корпоративные закупки, можно назвать «Росатом», «Ростелеком», «Росгеология» и другие. Процесс закупки для корпоративных нужд выглядит следующим образом:

  • планирование;
  • публикация в ЕИС;
  • проведение торгов;
  • заключение договора;
  • мониторинг результатов исполнения договора.

На предприятиях закупочными процедурами занимается отдельный человек, но чаще – целый отдел. Рекомендуем набирать специалистов с образованием по управлению государственными, муниципальными и корпоративными закупками. Такая подготовка позволяет изучить все особенности законодательства, чтобы не допускать ошибок и не привлекать внимание контролирующих органов.

Если вы хотите повысить квалификацию, в Высшей школе Госзакупок есть курс «Организация корпоративных закупок». Обучение проходит дистанционно – тратить время на поездки не придется. Лекции и тесты доступны каждый день круглосуточно. Диплом или удостоверение сотрудники школы отправят почтой. Учебные программы разработали эксперты Справочной системы «Госзаказ» вместе со специалистами Минэкономразвития, ФАС и Федерального казначейства. Программы отвечают профстандартам.

Отличие корпоративных закупок от тендеров по 223-ФЗ и 44-ФЗ

При организации корпоративных закупок заказчики руководствуются нормами ГК РФ, 223-ФЗ, Закона «О защите конкуренции» и своими положениями о закупочных процедурах. Причем нормы положения распространяются не только на корпорацию, но и на дочерние предприятия, которые присоединились к документу. Как обновить положение о закупках по изменениям в 223-ФЗ, расскажет эксперт. Компания вправе выбрать любую коммерческую площадку для тендера, а может организовать свою.

Корпоративные закупки относятся к разряду коммерческих. Это значит, что те правила, которыми обязаны руководствоваться госзаказчики, для них не действуют. Точнее, компании устанавливают порядок сами.

Плюс в том, что таких жестких рамок, как в сфере госзаказа, нет. На некоторых корпоративных заказчиков даже не распространяются требования 223-ФЗ. Это дает еще большую свободу действий. Если такой заказчик хочет заключить договор с единственным поставщиком или провести закрытую закупку, то не имеет законодательно установленных ограничений для этого.

Корпоративные закупки и закупки субъектов 223-ФЗ

Для примера возьмем корпорацию «Ростех», которая проводит закупки в соответствии с 223-ФЗ. Ее заказчики поделена на 2 группы и 3 уровня. У каждой категории свои функции и полномочия. Также компания создала перечень организаторов закупочных процедур. Он приведен в приложении.

  • заказчики I группы – заказчики, закупки которых регулируются Законом 223-ФЗ и Положением;
  • заказчики II группы – заказчики, закупки которых не регулируются Законом 223-ФЗ, но регламентируются положением.

Уровни заказчиков по объему закрепленных функций и полномочий:

  • заказчик 1-го уровня – непосредственно корпорация «Ростех»;
  • заказчики 2-го уровня – головная организация холдинговой компании (интегрированной структуры), организация прямого управления, унитарные предприятия, хозяйственные общества;
  • заказчики 3-го уровня – иные организации Корпорации.

В своем положении корпорация указала, что публикует информацию в ЕИС и сдает отчетность в соответствии с 223-ФЗ. Но, как мы видим, нормы этого закона не применяются к некоторым категориям корпоративных заказчиков. Зато на них распространяются требования положения. По сути, это подробный регламент закупочных процедур, начиная от способа выбора поставщика и заканчивая мониторингом результатов исполнения договора.

Вам может быть интересно:

Как участвовать в корпоративных электронных закупках

Для участия в электронной процедуре нужно зарегистрироваться на ЭТП. На какой именно, зависит от того, в торгах какой корпорации вы намерены принять участие. «Ростех» проводит процедуры на Единой электронной торговой площадке. «Роскосмос» часть процедур проводит на площадке РТС-тендер, а какие-то на ОТС.

В первую очередь получите электронную цифровую подпись. Далее подайте заявку на аккредитацию по правилам торговой платформы, дождитесь одобрения заявки. Выберите и оплатите тариф. Часто площадки предлагают приобрести доступ для одной закупки или купить безлимитное участие в торгах. Следующий этап – поиск закупок в базе ЭТП. Многие площадки помогают пройти обучение, которое помогает разобраться с функционалом.

Оцените статью
Добавить комментарий