Госдолг беларуси по годам

После лет (с по ) быстрого наращивания валового внешнего долга (ВВД), когда он достиг рекордного значения свыше $40 млрд (в начале года), в следующие 5 лет целью внешних заимствований Беларуси стало, главным образом, перекредитование, рефинансирование, обслуживание ранее взятого в долг.

И теперь прирост ВВД сменился на его удержание: нет ни существенного сокращения ВВД ни его существенного роста: он колеблется сейчас в рамках 37–40 $млрд. За квартал валовой внешний долг Беларуси снизился на $122 млн и составил на конец года $39,044 млрд.

В структуре ВВД Беларуси наибольшая доля внешней задолженности — у органов государственного управления (44,6%) и в секторе экономики («другие секторы»: нефинансовые предприятия и компании, физические лица и проч. — 35,6%).

У Национального банка Беларуси тоже есть внешний долг, но он небольшой — 2,0% от ВВД. А внешняя задолженность банковского сектора без учета внешнего долга Национального банка — 12,5% от всего ВВД.

Малый (один из самых низких в СНГ и Восточной Европе) удельный вес межфирменного кредитования в ВВД — 5,2% — признак слабого притока прямых зарубежных инвестиций в Беларусь.

Государственный внешний долг (здесь: сумма внешнего долга органов государственного управления и Национального банка) — это 46,6% валового.

За год ВВД сократился, в целом, на $886 млн. Но выросла внешняя задолженность органов госуправления и, довольно заметно, банковской системы. Наибольшее падение внешнего долга по своей абсолютной величине — в «прочем» секторе, у субъектов реальной экономики: там больше возвращали кредиты, чем брали новые.

Но в процентах, относительно суммы на начало года, больше всего за сократил свою внешнюю задолженность Национальный банк — более чем на четверть. А весь валовой внешний долг стал меньше за год на 2,2%.

Последние 10–15 лет назад удельный вес госдолга (как суммы внешнего долга органов государственного управления и Нацбанка) во всем ВВД значительно вырос: раньше он был на уровне 10–15%, а более половины ВВД формировалось в реальном секторе — внешним заимствованием субъектов экономики.

Вот и за год, несмотря на абсолютное, в долларах, падение, удельный вес госдолга подрос на 0,6 процентных пункта (с 46,0% до 46,6%). А за 5 лет — на 10,4 п.п. (в конце доля госдолга в ВВД была 36,2%).

Сектор государственного управления наращивал внешнее заимствование в последние 10 лет больше и быстрее, чем любой другой сектор. И в конце госдолг составил $18,205 млрд. Но это — внешняя задолженность только лишь органов государственного управления и Национального банка. А если к этому добавить долги государственных (или с государственной частью) предприятий, банков, гарантированный государством внешний долг, то сумма такого совокупного внешнего госдолга и его доля в ВВД куда более значимые.

Один из показателей величины валового внешнего долга страны — его отношение к объему экономики: к созданному за год валовому внутреннему продукту.

С номинальным увеличением ВВП в долларовом эквиваленте ($-ВВП Беларуси в году достиг почти $60 млрд благодаря инфляционному и реальному росту при стабильном валютном курсе) отношение ВВД/ВВП падает, и по итогам составило 65,3%.

Наибольшая внешнедолговая нагрузка на экономику была в , когда $-ВВП сильно снизился вследствие кризиса и девальвации : ВВД/ВВП в конце того года — 78,4%.

На каждого гражданина Беларуси на конец пришлось $4120 валового внешнего долга, что на 9,3% превышает среднедушевой доход населения за год, который по данным Белстата в году составил $3770 (Br7686).

Рекордное значение подушевой внешнедолговой нагрузки белорусов — $4310/чел. — было в середине года. За она снизилась на $87/чел., да еще и при номинальном росте доходов населения в долларовом эквиваленте.

Обслуживание внешней задолженности (выплата «тела» кредитов и процентов по ним), особенно в государственном секторе, и сейчас, и в недалеком будущем останется одной из главных финансовых проблем Беларуси. Сохраняется, в связи с этим, высокая нуждаемость в новых внешних заимствованиях, как минимум, для рефинансирования старых.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте и Facebook. Присоединяйтесь!

Внешний долг государства — это абсолютно все обязательства ее субъектов перед зарубежными кредиторами. Как формировался внешний долг Беларуси?

Формирование внешнего госдолга страны началось после распада СССР. Республика Беларусь в отличие от России не перебрала на себя долговые обязательства СССР, поэтому долговая нагрузка на экономику государства в течении 1996-2006 годов была весьма низкой и составлял менее 10% от ВВП.

В первой половине 1990-х государство практически совсем не брало кредиты у РФ и Европы. А в 1996 году президент России и вовсе списал даже те небольшие задолженности, которые были у страны.

Как правильно? Белоруссия — название на русском языке. Беларусь — название страны на белорусском языке. Официальное название — Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь).

Благодаря льготным ценам на энергоносители, предоставляемые от Российской Федерации, и быстро растущий рынок, у экономики Белоруссии появилась возможность в 2000-е годы развиваться без займов. По данным Министерства Финансов Беларуси на начало 2007 года внешний долг равнялся 6,5%.

Интересно: Что такое внешний долг страны и как он оценивается?

После пересмотра Россией цен на энергоресурсы, Беларусь была вынуждена прибегнуть к займам.

В период с 2007 по 2011 годы долговая нагрузка на бюджет государства выросла существенно, что привело к росту внешнего долга. На начало 2012 года по отношению к ВВП внешний долг был равен 27%. За этот период задолженность выросла в 20 раз: с 600 миллионов долларов в 2007-м до свыше 12 миллиардов долларов в 2012 году.

Валовый внешний долг Беларуси (поквартальная динамика)

Однако, уже начиная с 2013-го скорость накопления долгов снизилась, а платежи по обязательствам ежегодно стали составлять 3 миллиарда долларов.

В 2015-2016 годы существенно возрос госдолг. Причиной этого стала девальвация национальной валюты. По данным Минфина внешний долг Беларуси на начало 2015 составлял 22,3% от ВВП, на начало 2016 – 31,5%, а в начале 2017 года валовый внешний долг РБ приблизился к 40 %.

Изменения внешнего долго РБ в 2017 году (на 1 октября)

В 2018 году внешний государственный долг РБ продолжает расти и превысил отметку в 40%. Правительством определен критический максиму, который не должен превышать внутренний и внешний государственный долг – его размер 45% от ВВП.

Какие шаги предпринимает Республика Беларусь для снижения внешнего долга?

Увеличение кредиторской нагрузки влияет на бюджет не лучшим образом. В 2018 году на оплату процентов по займам уйдет свыше 1 миллиарда и еще 3 миллиарда долларов на погашение кредитов. Правительство выработало шаги по перекрытию кредиторских задолженностей. В период с 2019 по 2025 год намечено возмещение основной части займов.

Затраты на возврат займов закладываются в бюджете страны, также предусмотрено рефинансирование за счет новых займов.

Какой внешний долг Белоруссии и кому должна страна?

Внешний долг Беларуси на сегодняшний день достиг 16,6 миллиардов долларов.

Основными кредиторами являются:

  • Россия;
  • Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР);
  • Китай;
  • Держатели белорусских еврооблигаций;
  • Всемирный банк.

Самые крупные займы государства РБ:

  1. 80 0000 000 $ – ЕФСР;
  2. 55 2000 000 $ – займы у правительства и банков России (см. внешний долг России);
  3. 446 000 000 $ – банки Китая.
  4. 93 500 000 $ – задолженность перед западными партнерами;
  5. 95 000 000 $ – Всемирному банку.

Беларусь практически не берет кредиты в ЕС и США. У Международного валютного фонда, предоставляющего займы на выгодных условиях, Беларусь кредитов не берет.

Как будет погашаться внешний долг РБ в 2018 году?

На погашение госдолга в 2018 будет правленое 2,5 млрд. белорусских рублей. Расходы на погашения внешнего долга Республики Беларусь в 2018 году составят 5,4 млрд. рублей. Соответственно, будет погашена сумма в размере 8 млрд. белорусских рублей. С 2018 начинается динамика активного снижения госдолга страны.

Расходы Беларуси по внешнему государственному долгу в 2018 году (миллионов долларов США)

Интересно: 1 белорусский рубль = 31,49 российских рублей (белор. рубель; код ISO — BYN, до 1 января 2000 года — BYB, с 1 января 2000 года до 1 июля 2016 года — BYR).

Расходы по выплатам на внешний долг Беларуси за 2018 год:

  • 1 007 500 000 $ – Россия;
  • 938 600 000$ – владельцам национальных облигаций;
  • 563 400 000 $ – платежи Китаю;
  • 475 700 000$ – оплата Евразийскому фонду стабилизации и развития;
  • 95 300 000 $ – выплаты Всемирному банку;
  • 4 300 000$ – оплата США;
  • 2 700 000 $ – выплаты СВИ;
  • 2 400 000$ – оплата Европейский банк реконструкции и развития.

Минфин руководствуется правилом, которое заключается в том, что 75 % от суммы задолженности рефинансируется, а 25% буде выплачиваться за счет не долговых источников.

Внешний долг страны — это сумма всех обязательств ее субъектов перед иностранными кредиторами.

Существует разработанная международными организациями система классификации внешнего долга в зависимости от элементов, включаемых в его структуру. Согласно методологии МВФ (Международный валютный фонд) принято различать:

  • Валовой внешний долг – складывается из совокупных долгов органов государственной власти, центрального банка, организаций финансово-кредитной системы, предприятий всех форм собственности, частных лиц;
  • Государственный долг – сумма прямых непогашенных займов центральных органов власти. Обычно эти займы имеют целью покрытие бюджетного дефицита страны.

При таком подходе к государственному долгу обязательства государства отделены от обязательств центрального банка, других финансово-кредитных организаций, прочих предприятий и частных лиц. Хороший пример этого: долговые проблемы автогиганта Вольво, его фактическое банкротство и продажа новому владельцу из КНР, не повлияли на кредитный рейтинг и финансовую устойчивость Швеции. Насколько уместен этот подход для Беларуси – остается предметом дискуссий. Из-за высокой доли участия государства в экономике, подавляющая часть долгов субъектов хозяйствования прямо влияет на финансовое положение страны.

Исторически сложившееся отношение к внешнему долгу можно назвать скорее негативным, чем положительным. С другой стороны, не стоит забывать о том, что иностранные инвестиции – мощный двигатель экономического роста, также включаются в сумму долга.

По данным Министерства финансов РБ можно составить следующую картину изменения ВВП и внешнего долга Республики Беларусь в текущем году:

Состояние государственного долга Республики Беларусь

* Данные уточнены в связи с пересмотром ВВП

С точки зрения принятых в международной практике критериев, размер внешнего долга Беларуси не превышает установленных норм. Внешние заимствования поступательно растут, однако ни в абсолютном, ни в относительном, ни среднедушевом выражении не выглядят чрезмерными. Это касается и собственно государственного, и общего внешнего долга.

Вероятно, главные угрозы экономике страны лежат не в этой области. Следует признать, что большая часть государственных заимствований направлялась не в производственные или коммерческие проекты, но использовалась для поддержания платежного баланса и реструктуризации уже существующих долгов.

Структура валового внешнего долга Беларуси

Структура общего внешнего долга Республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 года. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов. По состоянию на октябрь 2015 года структура внешнего долга Беларуси выглядела так:

  • Займы центральных органов государственного управления – 33,9%;
  • Заимствования Национального банка Республики Беларусь – 4,6%;
  • Долги банковской системы Республики – 17,3%;
  • Задолженность других предприятий и организаций Республики – 39,7%;
  • Прямые инвестиции в предприятия Республики – 4,5%.

Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность организаций. Сюда относится:

  • текущая задолженность промышленных предприятий за сырье, комплектующие и энергоносители;
  • непогашенная задолженность торговли за поставленный товар;
  • займы, взятые организациями напрямую у внешних кредиторов.

Внешняя задолженность предприятий Республики финансировалась из множества источников, имеет разные сроки и условия погашения. В своей массе эти долги не являются автономными, поскольку государство состоит в числе собственников большинства кредитуемых предприятий. Следовательно, выплата, в конечном итоге, также затрагивает государственные интересы и государственные средства

Внешний долг Национального банка Беларуси складывается из суммы непогашенных займов (полученных в частности от банков РФ) и облигаций реализованных на внешних рынках. На конец 2015 года, общая сумма внешнего долга Нацбанка составила 1,744 миллиарда в долларовом эквиваленте. Для сравнения: валютная задолженность Национального банка Беларуси перед другими отечественными банками составила 2,808 млрд. долларов США в этом же периоде.

Сравнительно менее проблемными для кредиторов могут показаться внешние заимствования белорусских банков. Как правило, банковские активы обладают высокой ликвидностью, организация работы кредитно-финансовых учреждений меньше зависит от формы собственности, а сами они меняют владельцев без видимого ущерба.

Остается весьма незначительным объем прямых иностранных инвестиций в отечественные предприятия. Хотя именно такой способ привлечения средств считается наиболее выгодным для экономической системы. Первой причиной такого положения нужно признать отсутствие у предприятий реальной самостоятельности в распоряжении своим имуществом и организации деятельности.

Наиболее крупные внешние заимствования Республики Беларусь приходятся на кредиты центральным органам власти. Эти же займы представляются наиболее надежными для кредиторов, т.к. именно государство обладает наибольшими возможностями в распоряжении денежными средствами и собственностью.

Для понимания ситуации полезно будет рассмотреть структуру и объемы внешних заимствований Правительства Республики Беларусь в 2015 году.

  • От российского правительства и банков в общей сложности 1,572 млрд. в долларовом эквиваленте;
  • От банков Китая – 528,1 млн. долларов. Основная этих масса кредитов является связанными, т.е. может направляться только на закупку китайских товаров и финансирование проектов с участием КНР;
  • Кредитов Всемирного банка на сумму 72,9 млн. долларов. Практически все средства выделены целенаправленно для финансирования строительства инфраструктуры и др. объектов.

Общая сумма государственных заимствований в 2015 году составила 2,173 млрд. долларов.

В этом же периоде Республикой Беларусь было погашено государственных займов на общую сумму 2,016 млрд. долларов. Эта цифра сложилась из:

  • 1 миллиарда долларов для погашения первого выпуска отечественных евробондов;
  • 353,1 миллионов долларов погашения кредита Евразийского фонда стабилизации и развития;
  • 300 миллионов долларов на возврат займа российского правительства;
  • 147,7 миллионов долларов погашения кредитов китайских банков;
  • 115,2 миллиона долларов на полную выплату займов банкам Венесуэлы;
  • 75,9 миллионов долларов на закрытие остатка кредита МВФ;
  • 20,9 миллионов долларов текущих выплат по кредитам Всемирного банка;
  • 3,6 миллионов долларов на выплату по Товарно-кредитной корпорации США по кредитной линии на закупку зерна.

Можно утверждать, что Республика Беларусь в 2015 году и в предыдущие периоды добросовестно исполняла свои долговые обязательства. Раздавались и продолжают раздаваться критические замечания касательно реализации белорусской стороной обязательств по реформированию экономики. Разногласия такого рода могут заметно осложняют получение новых кредитов. Однако именно сосредоточение собственности в руках государства существенно облегчает своевременную выплату по внешним займам.

Исходя из этого, Республика может рассчитывать на новые международные кредиты.

Динамика внешнего госдолга

В первой половине 2015 года Беларусь подала заявку на кредит на 3 миллиарда долларов в Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС), однако получила одобрение только на 2 миллиарда. В марте 2016 года Беларусь подписала программу о привлечении кредита ЕФСР на 2 млрд долларов, который предоставляется семью траншами в течение 2016-2018 годов. ​Однако, для получения кредита белорусские власти должны реализовать комплекс мер по реформированию экономики. ​ 2 транша ЕФРС перечислил в 2016 году на сумму 500 миллионов долларов в марте и 300 миллионов — в июле. Третий транш евразийского кредита Беларусь планировала получить в октябре 2016 года, однако этого не произошло.

Внешний госдолг Беларуси по состоянию на 1 января 2016 года составил $12,4 млрд и уменьшился за 2015 год на 1,1%.

Лимит внешнего госдолга Беларуси в 2016 году был утвержден в размере $17 млрд.

За 2016 год внешний государственный долг Беларуси увеличился на $1 млрд. 198,8 млн до $13,6 млрд. с учетом курсовых разниц. Таким образом внешний госдолг страны за год вырос на 9,6% .

В январе-декабре 2016 года Беларусь привлекала внешние государственные займы на сумму $ 1 934,9 млн.:

миллионов долларов СШАИсточник займов
800,0Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР);
552,0Правительства и банков Российской Федерации;
446,9банков КНР;
134,2Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
1,8США – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и СИБ.

С начала 2016 года погашение внешнего государственного долга составило $ 892,4 млн.:

миллионов долларов СШАПогашение долга
353,1Евразийский фонд стабилизации и развития;
300,0Правительство Российской Федерации;
184,2банки КНР;
51,4МБРР;
3,6США;
0,1ЕБРР и СИБ.

В январе-декабре 2017 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 4 040,7 млн.:

миллионов долларов СШАИсточник займов
1 400,0еврооблигации;
1 309,5Правительства и банков Российской Федерации;
800,0Евразийский фонд стабилизации и развития;
306,6банков КНР;
159,4Международный банк реконструкции и развития;
65,2ЕБРР и СИБ.

Погашение внешнего государственного долга с начала 2017 года составило $1 029,4 млн.:

миллионов долларов СШАПогашение долга
364,3Правительство Российской Федерации;
353,1ЕФСР;
245,8банки КНР;
62,1МБРР;
3,6США;
0,5ЕБРР и СИБ.

За 2018 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 2 353,8 млн.:

миллионов долларов СШАИсточник займов
879,1Правительства и банков Российской Федерации;
600,0Еврооблигации;
509,2банков КНР;
200,0Евразийского фонда стабилизации и развития;
148,0Международный банк реконструкции и развития;
17,5ЕБРР и СИБ.

Погашение внешнего государственного долга в 2018 году составило $1 997,3 млн.:

миллионов долларов СШАПогашение долга
800,0еврооблигации;
374,9банки КНР;
399,3Правительство Российской Федерации;
353,1ЕФСР;
65,4МБРР;
1,0ЕБРР и СИБ;
3,6Товарно-кредитная корпорация США.

В январе-июле 2019 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 559,8 млн.:

миллионов долларов СШАИсточник займов
448Правительства и банков Российской Федерации;
57,9Международный банк реконструкции и развития;
33,4Экспортно-импортного банка Китая;
20,5ЕБРР и СИБ;

Погашение внешнего государственного долга январе-июле 2019 года составило $1029,4 млн.:

миллионов долларов СШАПогашение долга
410,9Банки Китая;
403,9Правительства и банков Российской Федерации;
176,5ЕФСР;
36,6МБРР;
0,8ЕБРР и СИБ;
0,7Товарно-кредитная корпорация США.

Внешний долг в Беларуси в 2019

Пока нельзя с уверенность говорить о перспективах внешнего кредитования Республики в текущем году. Известно, что ведется определенная предварительная работа для получения кредита от МВФ . Беларусь обсуждает с МВФ возможность реализации программы сотрудничества, рассчитанной на 3 года, с выделением кредита на 3 миллиарда долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет. Международный валютный фонд призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии экономических реформ в отношении госпредприятий с целью повышения эффективности и производительности, а также уменьшения бюджетных рисков. МВФ рекомендовано также определить и предпринять последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вероятно, этим можно объяснить резкое подорожание коммунальных услуг и общее ужесточение бюджетной политики в конце 2015 – начале 2017 года.

По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 января 2017 года составил 13,6 млрд долларов и увеличился за год на 1 198,8 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 9,6% .

Внешний госдолг Беларуси по данным Минфина увеличился с начала 2018 года на 3,1 миллиарда долларов, или на 22,6% (с учетом курсовых разниц) и составил на 1 января 16,7 миллиардов долларов США.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 января 2019 года составил 16,9 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 0,2 млрд. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 1,0%.

Оцените статью
Добавить комментарий